Суббота, 14.06.2025, 01:01

Сайт Ларисы Телюк

Новости
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Цитата дня
Цитаты из Библии
Калькулятор
Меню сайта
Мои сайты
  • Web-квест
  • Создание мультфильма
  • Обучающая система
  • Портфолио
  • Архив записей
    В этот день
    Информер праздники сегодня
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск

    Прием (стратегия) "Фишбоун"

    «Фишбоун» (Fishbone) («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В процессе составления «рыбьего скелета» ученики:

    • учатся работать в группе или парах;
    • визуализируют причинно-следственные связи;
    • ранжируют различные факторы по их значимости;
    • развивают способность критически мыслить;
    • обучаются давать оценку явлениям действительности.

    Схема «рыбьего скелета» позволяет подбирать подходящее решение для любой проблемной ситуации, генерируя новые идеи, направленные на ускорение и облегчение процесса мышления. Особенно полезно пользоваться приёмом во время «мозгового штурма», чтобы дети учились быстро и чётко формулировать мысли.

    Схема Исикавы помогает систематизировать полученные знания по основным категориям: причины, факты, выводы по теме.

    Правила составления «рыбьего скелета»

    «Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, ресурс http://www.classtools.net/education-games-php/fishbone

    Существуют два типа расположения:

    • горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его предпочтительнее использовать на уроках в младших классах;
    • вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации (подходит для старшеклассников).

    «Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

    • головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
    • косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
    • косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
    • хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

    Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.